Дуальную систему образования, которая используется в Германии, планируют опробовать на базе Ялуторовского аграрного колледжа. Познакомиться с требованиями, стандартами и процессом обучения представителям Тюменской области удалось во время обучения в двух немецких центрах.
Программа, по которой проходило недельное обучение в конце июня – начале июля, разрабатывалась
Торгово-промышленной палатой Тюменской области и центром подготовки, повышения квалификации кадров EBG (Германия) при поддержке департамента образования Тюменской области. "Темпы развития экономики достаточно высоки, требования к специалистам постоянно повышаются. Подготовка квалифицированного сотрудника не заканчивается передачей ему каких-то знаний, это еще и психологическая подготовка, умение жить и работать в условиях рыночной экономики, навык оптимизации своей работы. Одним словом – это комплексный вопрос. И сегодня стоит задача – создать “профессиональный лифт” для специалистов", - говорит об актуальности темы президент ТПП ТО Эдуард Абдуллин.
Этот "профессиональный лифт" планируется создать, основываясь на опыте немецких коллег. Увидеть систему в действии смогли руководители Тюменского колледжа водного транспорта, Тюменского лесотехнического техникума, Голышмановского агропедагогического колледжа, Нижнетавдинского многопрофильного техникума, Заводоуковского агропромышленного техникума и Ялуторовского аграрного колледжа. Они познакомились с работой центра подготовки, повышения квалификации кадров EBG и академии Deula.
Центры применяют дуальную систему подготовки, то есть происходит совмещение в учебном процессе теоретической и практической подготовки непосредственно на производстве: 1-2 дня в неделю студент учится в училище, а остальное время – на предприятии. Это дает возможность подготовить кадры "под заказ".
"Сфера АПК Тюменской области ежегодно нуждается, в среднем, не менее чем в 1,2 тыс. специалистах разного уровня подготовки. Дефицит объясняется тем, что в отрасли работают люди, которые были подготовлены на несколько иные направления работы. Поэтому каждый работодатель остро нуждается в “доготовке” кадров, так как меняется технология производства", - объясняет глава департамента образования области Алексей Райдер.
Эксперт подчеркивает, что проблема, прежде всего, заключается не в том, что кадров нет совсем, а в том, что эти кадры отстают от темпа развития производств и технологий. Именно для того, чтобы сократить разрыв, и необходимо применить дуальную систему подготовки. Для этого надо заключить договоры между предприятием и образовательным учреждением. Ялуторовский агроколледж уже заключил договор о сотрудничестве с 35 предприятиями региона, всего в регионе 144 таких соглашений.
Сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями оптимизирует систему подготовки. Например, дает возможность получить опыт работы на производстве, процесс которого сложно воссоздать в учебном учреждении. Так, мини-ферму с круговым принципом доения коров при колледже создать затруднительно. Поэтому если "ферма не идет к студенту, студент идет на ферму". Таким образом, ученик проходит практику на своем возможном месте работы, знакомится с особенностями технологий и процессов производства.
Отметим, что применить дуальную систему можно не только в сфере АПК, но и на других производствах.