Контроль за эффективностью расходов – скрытый ресурс областного бюджета

09:00 14 мая 2014
Лидеры фракции ЛДПР в Тюменской областной думе стали наиболее активными участниками обсуждения проекта регионального закона об исполнении областного бюджета на 2013 год во время заседания думского комитета по бюджету, налогам и финансам, состоявшегося на этой неделе. Представители одной из оппозиционных партий заострили внимание на вопросе более эффективного расходования региональных средств как дополнительного ресурса в условиях сокращения доходной части.

Как сообщила депутатам на заседании заместитель губернатора, директор департамента финансов Татьяна Крупина, за прошлый год в областной бюджет поступило 113 миллиардов рублей, план выполнен на 91%. Ниже прогнозных показателей оказалось поступление по налогу на прибыль организаций – по этому показателю с объемом 66 миллиардов рублей годовой план выполнен на 83%. "Основная причина – снижение прибыли нефтегазовых компаний в связи с ростом расходов на приобретение лицензионных участков и изменение налогового законодательства в части образования консолидированных групп налогоплательщиков и изменения порядка начисления амортизации, - пояснила Татьяна Крупина. – Кроме того, в связи с несостоявшейся приватизацией объектов газификации не выполнен план по доходам от реализации государственного имущества".

В то же время в течение года стабильно поступал налог на доходы физических лиц, который также составляет значительную часть прибавления средств в областной казне. За 2013 год его поступление выросло на 14% по сравнению с годом 2012-м.

Объем кассовых расходов за 2013 год составил 145,5 миллиарда рублей, план выполнен на 94%, сообщила замгубернатора. Из 36 областных программ по 23 исполнение бюджета составило выше 95%. Низкий уровень исполнения зафиксирован лишь при реализации двух программ: "Охрана окружающей среды" и "Развитие внутреннего и въездного туризма". "Основные причины – нарушение сроков при выполнении работ, претензии по качеству, отказ от подписания контрактов, расторжение контрактов по инициативе заказчика", - заметила Татьяна Крупина. По итогам оценки эффективности целевых программ, которая проводилась по 527 пунктам, 24 программы признаны эффективными, 7 – умеренно эффективными.

Расходы на социальную сферу составили 65 миллиардов. "По сравнению с предыдущим годом, доля расходов социальной направленности в областном бюджете увеличилась с 41 до 45%", - добавила Татьяна Крупина. Одним из приоритетов бюджетной политики стали расходы на здравоохранение. Программы и мероприятия в этой отрасли профинансированы в объеме 15 миллиардов рублей. По словам директора департамента финансов, это способствовало снижению смертности населения от болезней системы кровообращения, злокачественных образований, туберкулеза. 1,8 миллиарда рублей пошли на укрепление материальной базы лечебных учреждений. На них приобретено 3 мобильных центра для диспансеризации населения, 80 единиц санитарного автотранспорта, 93 модульных здания ФАПов и амбулаторий, 18 единиц медоборудования. Проведен капремонт в 54 учреждениях.

Около 22 миллиардов были направлены на мероприятия в сфере образования, это на 4 миллиарда выше уровня 2012 года. За 2013 год введено в эксплуатацию 9 новых школ, в том числе одна – в Ишимском районе, по две в Тюмени, Омутинском, Тобольском и Вагайском районах. Растет доля детей, охваченных дошкольным образованием, - дополнительно создано 4015 мест, введено в эксплуатацию 3 детских сада (2 – в Тюмени, 1 – в Тобольске). Выполнены указы президента по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы, на это из бюджета было дополнительно направлено 2 миллиарда рублей.

4355 человек в прошлом году улучшили жилищные условия, в том числе молодые семьи, специалисты на селе, работники бюджетной сферы, ветераны войны, дети-сироты. Капремонт проведен в 199 многоквартирных домах. Всего на мероприятия жилищной политики потрачено 8,5 миллиарда рублей.

На поддержу агропромышленных предприятий из казны направлено 7 миллиардов рублей. На эти деньги построены 4 роботизированных фермы, внедрены в эксплуатацию животноводческие помещения по выращиванию молодняка, 68 предприятий установили современное технологическое оборудование, приобретено 3942 головы "молочного" скота, 1126 единиц сельхозтехники и так далее. Бюджетные инвестиции в объекты коммунального хозяйства составили 2,5 миллиарда рублей. Построено и отремонтировано 68 км сетей водоснабжения и водоотведения, более 3 км сетей электроснабжения, более 17 км теплосетей, 14 котельных.

На финансирование дорожного хозяйства направлено 15 миллиардов рублей – они пошли на ремонт 3 мостов, 182 км дорожного покрытия, продолжение строительства 4 транспортных развязок в областном центре. Почти 22 миллиарда рублей пошло на финансирование программы "Сотрудничество". 52 миллиарда межбюджетных трансфертов направлены на уровень органов местного самоуправления.

Председатель бюджетного комитета Дмитрий Горицкий напомнил, что 6 мая завершились публичные слушания по исполнению бюджета за 2013 год, в ходе которых любой желающий мог высказать свои пожелания и вопросы по отчету руководства области. В итоге зарегистрировано порядка 60 обращений, причем особой активностью помимо жителей областного центра отметились мегионцы и тоболяки. Среди вопросов и предложений по социальной направленности бюджетной политики основная часть касалась заработной платы бюджетников, предоставления и оплаты услуг ЖКХ, предоставления жилья различным категориям, строительства детсадов и школ. В числе предложений по экономическому блоку чаще всего звучали вопросы, связанные с дорожным строительством, поддержкой АПК и повышением доходной части регионального бюджета.

Михаил Селюков поинтересовался статьей расходов бюджета на исполнение судебных актов и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных дей ствий, бездействия органов госвласти, должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений. В документах числится около 30 эпизодов на общую сумму около 20 миллионов рублей, отметил представитель ЛДПР в Облдуме. "То есть мы за счет бюджета финансируем бездействие чиновников? – попытался выяснить Селюков. – И эти виновные лица потом компенсируют нанесенный вред из своего кармана? Или мы за счет налогоплательщиков финансируем безответственность определенных должностных лиц". Татьяна Крупина пояснила, что как правило речь в судебных разбирательствах идет об обязательствах по обеспечению жильем детей-сирот. "Соответствующее ведомство отрабатывает программу с учетом имеющей очередности предоставления жилья. Однако заявления подают граждане, до которых очередь не дошла. В таких случаях приходится исполнять решения суда", - сказала Татьяна Львовна.

Владимир Сысоев обратил внимание на то, что ассигнования на общее образование, первоначально утвержденные на уровне около 10 миллиардов рублей, впоследствии выросло почти до 13 миллиардов. Крупина ответила, что рост вызван требованием выполнения обязательств по повышению заработной платы работников сферы образования.

Галина Резяпова усомнилась в логичности предоставления отчета об исполнении бюджета за истекший год уже после того, как перед депутатами отчитался губернатор. "Это, может быть, даже не совсем политкорректно по отношению к высшему должностному лицу, - добавила депутат от "Единой России". – Существуют ли какие-то объективные факторы для такого порядка предоставления отчетности?". Татьяна Крупина заметила, что подготовка финансовых отчетов занимает продолжительное время, кроме того, согласно определенным регламентам, департамент обязан в мае отчитаться за прошедший год перед министерством финансов РФ, также необходимо дождаться итогов внешней проверки счетной палаты, проведения публичных слушаний и так далее. Вице-губернатор Сергей Сарычев добавил, что отчет губернатора содержит конкретные данные о том, что изменилось за год в качестве жизни жителей региона, в то время как департамент сводит финансово-экономические показатели, поэтому такой порядок соответствует логике.

Слово вновь взял Михаил Селюков, который отметил, что итоги проверки счетной палаты не отражают показателей эффективности использования бюджетных средств. На реплику председателя счетной палаты Тюменской области Дмитрия Огородникова, что это в силу законодательства и технических нюансов очень сложно сделать, Селюков заметил, что в таком случае необходимо найти возможность контроля за эффективностью расходов областного бюджета, и не обошелся без ироничных замечаний.

"Бесспорно, мы все хорошо поработали в прошлом году. Много работало чиновников, много получили заработной платы. При этом выполняли социальные обязательства. Уровень жизни по сравнению с другими регионами у нас достойный, - сказал Селюков. - Но, конечно, хорошо, когда денег много. Однако уже сегодня мы столкнулись с тем, что по независящим от нас причинам сокращаются бюджетные средства. И в этих условиях надо особое внимание уделить эффективности их расходования. Мне кажется, счетная палата не должна брать на себя функцию бухгалтерской службы, а следить именно за эффективностью использования бюджета. Завтра мы можем столкнуться с еще более существенным снижением доходной части, а защищенные статьи затрат исполнять придется. И тогда либо мы пойдем по пути ХМАО, залезая в долговую яму, чего не хотелось бы, либо будем искать внутренние ресурсы. А одним из них как раз является эффективное расходование средств".

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024