«Остаться в живых» ОСАГО поможет только пересмотр тарифов

22:32 29 сентября 2008

Убыточность ОСАГО растет года от года. По данным экспертов "NewsProm.Ru", нерентабельность "автогражданки" в Тюменской области варьируется от 70 до 80%.

В 2007 году сборы страховщиков по ОСАГО в регионе составили 2 млрд. 72 млн. 337 тыс. рублей, выплаты – 1 млрд. 473 млн. 575 тыс. рублей. Уровень выплат составил 71%.

По словам начальника отдела маркетинга филиала Росгосстраха в Тюменской области Марины Сычевой, по итогам прошлого года убытки компании от этого вида страхования в среднем составили 74%. Наиболее проблемная ситуация на тюменском севере. В Салехарде, Югорске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Урае и Мегионе убыточность превышает 100%.

Страховщики связывают это с тем, что в этих небольших, но динамично развивающихся городах автомобиль могут позволить себе купить многие, а это означает, что нагрузка на страховые компании из-за различных ДТП возрастает в разы. Так, согласно исследованию аналитического агентства "АВТОСТАТ", Сургут входит в тройку самых автомобилизированных российских городов (378 автомобилей на 1 тысячу человек). Ситуация усугубляется еще и тем, что за руль в последние годы село много водителей-новичков, что способствует росту аварийности.

Среди основных причин убыточности "автогражданки" называют инфляцию. Цены на запчасти и услуги СТО растут, вместе с тем, тарифы по ОСАГО не менялись уже около пяти лет, с момента введения обязательного страхования автогражданской ответственности. Например, если в 2003-2004 году стоимость нормо-часа в Тюмени составляла для российских авто 200 рублей, для иномарок – 400 рублей, то сейчас цены выросли в 2-2,5 раза, поясняют специалисты "Росгосстраха".

Кроме того, развитая система автокредитования способствуют тому, что водители пересаживаются с отечественных авто на более дорогие в обслуживании иномарки. Также снижается и средний возраст российского автопарка. Все это приводит к росту среднего размера выплат.

Изменение тарифов на ОСАГО – практически единственный выход из сложившейся ситуации – об этом говорят все страховщики, представленные рынке. Однако пока не понятно, когда именно оно произойдет.

Отметим, что во всем мире, рентабельность ОСАГО составляет 2-3%. Россия тоже приближается к этому уровню. По прогнозам Марины Сычевой, в скором времени на рынке ОСАГО останутся только крупные игроки, так как прибыль в этом виде страхования приходит лишь при очень больших объемах.

"За пять лет действия закона рынок уже покинули 17 страховых компаний, не справившихся с ростом убыточности (это 10% от числа всех работающих на рынке ОСАГО). В дальнейшем этот процесс будет усиливаться, и в ближайшее время, если тариф не будет повышаться, рынок вынужденно покинут небольшие и региональные компании, а их обязательства будут переложены на страховое сообщество", - прокомментировала Марина Сычева.

Она также заметила, что Росгосстрах не собирается уходить из убыточных регионов, и будет работать по всей территории страны. Зарабатывать на ОСАГО компании позволяет диверсификация рисков. Разветвленная филиальная сеть Росгосстраха позволяет держать среднюю убыточность по стране на приемлемом уровне и обеспечивать сбалансированность страхового портфеля благодаря большому клиентскому портфелю по классическим видам страхования.

Подобной точки зрения придерживается и другая крупнейшая страховая компания "РОСНО".

"Учитывая, что при существующих тарифах этот сегмент уже не приносит прибыль, а во многих регионах несет убытки, можно предположить, что ситуация будет усугубляться, и количество игроков, которые предоставляют услуги по ОСАГО, будет сокращаться, - пояснила начальник управления по работе с автосалонами Уральской дирекции "РОСНО" Екатерина Потапова. - Станет ли это сокращение обвальным или постепенным, пока сказать трудно. Но по итогам 2008 года многие компании зафиксируют убытки, и будут принимать решение о дальнейшей политике по ОСАГО".

В целом в компании прослеживаются все тенденции, которые сложились сегодня на рынке ОСАГО: рост средней выплаты, выплат в целом, убыточности. Это объясняется ростом среднерыночных цен на ремонт ТС, влияющим на оценки независимых экспертиз, и ростом частоты обращений клиентов, на которую влияет, в том числе, сезонность. В 2006 и 2007 годах стоимость ремонта на автосервисах росла примерно на 20% в год. А если тарифы не будут пересмотрены, это приведет к дальнейшему росту убыточности, отмечают специалисты Уральской дирекции "РОСНО".

Олеся Щербакова

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024