Чиновники не воруют, они просто некомпетентны

11 сентября 2015
comments
Евгений Семеняко
Член штаба ОНФ по Тюменской области

Контроль над закупками, эффективным расходованием государственных средств – это не серия пиар-акций, а серьезная и нужная обществу работа. Я считаю, ОНФ не стоит гнаться за громкими скандальными разоблачениями, увлекаться детективной поимкой коррупционеров. А стоит выработать действенные механизмы контроля, способные проверить целесообразность и адекватность цены для любой покупки – от самой маленькой, до многомиллионной.

В России на сегодняшний день государство является основным заказчиком у бизнеса, начиная с областей и заканчивая небольшими муниципалитетами. За год в стране совершается около шести миллионов государственных закупок. Активисты ОНФ просто физически не смогут проверить все эти сделки. Представляете, какие силы и средства нужно бросить, что все это отследить? Поэтому общественный контроль должен работать не по звонку, а систематически. А для этого нужно разработать комплексную универсальную методику, учитывающую все слабые места этой сферы.

В профильных департаментах зачастую работают люди, не имеющие специального образования. Если в областных структурах еще соблюдается принцип соответствия полученного образования занимаемой должности, то на уровне района или муниципалитета существует тотальная проблема – профильных специалистов просто нет. Почему? Для меня это загадка. Ведь существует система кадрового резерва, и, казалось бы, найти дельного профессионала для работы в госструктуре несложно. Когда строительная фирма берет на работу людей, она же не принимает автомобилиста или историка? Нет, только строителей. Теперь давайте возьмем любой муниципальный департамент (транспорта, ЖКХ, строительства) и посмотрим, сколько там наберется профессиональных строителей, транспортников или людей, хотя бы работающих какое-то время на производстве? Единицы! На сегодняшний день на государственной гражданской службе преобладают люди с юридическим образованием. Если департамент ЖКХ получает задание, к примеру, отремонтировать какие-то сети – у них просто некому составить техническое задание.

Ведь чем занимается любой департамент? Распределением денег на выполнение работ. Теперь представьте – в строительном департаменте работают не строители, а юристы или историки. Они просто не в состоянии правильно прописать техзадание, оценить, нужны те или иные работы, техника, материалы. Поэтому, как правило, они обращаются к представителю потенциального подрядчика и просят его составить техзадание. Естественно, что оно пишется руководителем под свою фирму, и цена устанавливается такая, которую считает для себя выгодной исполнитель. А затем этот подрядчик "подгоняет" две-три фирмы, которые обозначают примерно такие же прайсы – так проходит сегодня запрос цены.

Получается замкнутый круг. Может, чиновник ничего и не собирается украсть, но он просто не знает, что ему делать с имеющимися в его распоряжении бюджетными средствами, не может обосновать необходимость определенных работ и цену. Просто есть деньги, и их нужно истратить. Неэффективная трата государственных денег и разбазаривание бюджета идут именно с момента написания техзадания. Кто его написал – тот его и выиграл, таков сегодня принцип действия системы госзакупок. Фронт работ составляют себе сами бизнесмены, а потом сами и выполняют эти задачи. На сегодняшний день бизнес практически полностью выполняет не только функции подрядчика, но и функции заказчика.

При такой схеме не приходится даже говорить о коррумпированности чиновников – они ничего не воруют в данном случае. Да, просто предприниматель зарабатывает на их некомпетентности. Отмечу, что такая ситуация совершенно невозможна в бизнесе, где каждая сторона тщательно подсчитывает свои расходы. Я неоднократно выступал подрядчиком у крупных нефтяных и газовых компаний, и ни разу в жизни никто из них не просил меня составить техзадание. Наоборот, я подстраиваюсь под их условия, прилагаю все усилия для того, чтобы выиграть в конкурсе. А в системе госзакупок такая честная конкуренция невозможна именно, на мой взгляд, из-за некомпетентности чиновников.

Борьба с выявлением каких-то точечных неправильных госзакупок, которые явно носят коррупционный характер, не решает проблемы. Это бесполезная борьба. Потому что, в основном, не коррупционеры воруют государственные деньги, а они просто бездарно и бесхозяйственно тратятся. Ведь количество выявленных коррупционеров несопоставимо с количеством государственных денег, которые просто так в небытие уходят.

Можно изобретать любые законы, сколько угодно биться с ветряными мельницами. Но сэкономить государственные деньги можно, на мой взгляд, только одним. Это когда государственный заказчик сам сможет профессионально прописывать задания к госконтрактам; сам сможет компетентно проверить и принять результаты работ – тогда коррупция сократится в разы. Сократить потери государства, которые оно несет на госзаказе, можно только привлекая к работе специалистов.



comments

Внимание! Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

comments powered by HyperComments