Как и все летние месяцы, последняя неделя лета была насыщена событиями в сфере инвестиционной деятельности. Это и открытие хлебокомбината "АБСОЛЮТ", и запуск завода по переработке низкотоварной древесины компанией «Загрос», и рабочая встреча губернатора Владимира Якушева с директором департамента региональной политики Внешэкономбанка Сергеем Астафуровым, посвященная поддержке инвестпроектов, и визит главы региона на строительную площадку завода Baker Hughes, который будет сдан до конца года.
Одним словом, деловая активность в регионе не спадает даже летом. О промежуточных итогах 7-летней работы по повышению инвестиционной привлекательности Тюменской области, перспективных направлениях развития экономики в муниципальных образованиях и многом другом корреспонденту «NewsProm.Ru» рассказал заместитель директора департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства Тюменской области Андрей Саносян.
- Работа по привлечению инвесторов не дает быстрого эффекта. История многих проектов из тех 15 заводов, об открытии которых в этом году неоднократно говорилось, ведется еще с 2006-2007-го годов. К примеру, Baker Hughes, УГМК проявили заинтересованность в реализации проектов в Тюменской области еще до кризисного 2008 года. Вместе с тем, мы наблюдаем значительный рост числа как реальных, так и потенциальных инвесторов в последнее время, и в этом нет ничего неожиданного, это результат кропотливой работы, которая проделана региональными властями в этом направлении.
- Прежде всего, вызывает оптимизм повышение интереса к нашему региону зарубежных компаний.
- Любой иностранный инвестор, приходя к нам, делает дополнительную рекламу Тюменской области. К примеру, когда заходит Slumberger, мы понимаем, что где-то рядом должны появиться и его прямые конкуренты, поскольку идет борьба за рынок. В итоге появляется тот же Baker Hughes. Всего только в этом году в регионе будет введено пять промышленных производств, принадлежащих компаниям с иностранным капиталом.
- Какие изменения вы наблюдаете в поведении инвесторов?
- Прежде всего, меняется направление. Если еще недавно наша область была привлекательна в большей степени с точки зрения наличия нефтегазового комплекса, то сейчас очень много проектов реализуется в сфере глубокой переработки углеводородов, АПК, а именно переработки сельхозпродукции, в стройиндустрии. К примеру, один из планируемых к открытию в этом году - завод КНАУФ занимается производством теплоизоляционных материалов. С учетом того, что темпы строительства сегодня составляют около одного квадратного метра на одного жителя, эта отрасль должна привлекать все больше инвестиций. Ведь выбор места для завода базируется на двух факторах – на наличии либо сырья, либо рынка сбыта продукции. Так вот у нас рынок сбыта для стройиндустрии очень интересный.
В разработке есть еще несколько проектов по озвученным направлениям, компании пока назвать не могу, поскольку официально они своих намерений еще не подтвердили. Но из тех, кто уже готов приступить к реализации, могу назвать завод по производству лизина, который должен начать работу в следующем году. Скорее всего, появятся у нас кирпичный завод, а также предприятие по производству напитков. Надеемся, что будут появляться новые рыбоперерабатывающие и рыборазводные производства, переработка молока и ячменя. Идет активная работа по ряду иных направлений.
- Другими словами, процесс налаживается, и теперь инвесторов привлекать уже проще?
- И да и нет. Здесь, как и в жизни – сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя. Та работа, которую мы проделали по привлечению инвесторов в регион, дает свои плоды. И про те 15 заводов, о которых в Тюмени, наверное, слышали уже все, не надо стесняться говорить. Потому что нигде в России одновременно столько серьезных инвестпроектов не сдавалось в один год. Вместе с тем это не повод почивать на лаврах, работы очень много.
Я уже упомянул о перспективе строительства новых производств. Планируется открытие предприятия в Нижнетавдинском районе. Эта территория вообще стремительно набирает популярность среди инвесторов. Но на рынке капитала конкуренция также растет, за каждого крупного и не очень инвестора регионы ведут реальную борьбу. Плюс значительно усложняются условия со стоимостью транспортировки продукции, недешевой становится стоимость подключений, есть ряд иных проблем и ограничений.
- К слову, как программа по привлечению инвесторов реализуется в районах?
- Нам самим выгодно, чтобы инвестиционная активность сдвигалась в муниципалитеты. Тюмень уже более менее «упакована» различными предприятиями, которые еще будут развиваться. К примеру, на Старотобольском тракте размещено уже столько заводов, что дорога закупоривается транспортом сотрудников, спешащих на работу. А там освоение еще будет продолжаться - так получилось, что основные нагрузки по энергетике и свободные площадки были сосредоточены именно в этом районе. В результате некоторым компаниям приходится менять график, начинать рабочий день с 7.30, чтобы люди не стояли в пробках. А это уже не совсем корректно по отношению к работникам. Допустим, детские сады ведь у нас не с 6 утра работают. И таких нюансов множество.
В этом плане очень хороший пример – завод компании DYNAenergetics. Сверхсовременное предприятие расположилось буквально в лесу, у села Бухтал в Нижнетавдинском районе. Сразу несколько проектов заходят в Ишимский район, например, уже упомянутый завод по производству лизина с объемом инвестиций в 3,8 миллиарда рублей. Сладково, Ярково, Юрга, иные муниципалитеты где активно начинают разрабатываться новые проекты и производства.
- По каким направлениям наш регион испытывает наибольшую потребность в инвестициях?
- Очень перспективной для инвесторов выглядит не абстрактный, а реальный туризм - услуги связанные с приемом, размещением и сервисом, включая придорожный, а также деревообработка, нефтегазовое машиностроение, стройиндустрия, производство и переработка агропродукции. При этом, говоря об инвестициях, мы не всегда обязательно имеем ввиду заводы. Строительство качественного отеля обойдется в сумму не меньше миллиарда рублей. И это также дает приток налогов и создание рабочих мест, сравнимые с реальным производством. Кроме того, это развитие городской инфраструктуры, в конце концов. Экономика территорий должна быть сбалансированной.
Не теряет актуальности привлечение крупных торговых сетей. Можем вспомнить, что когда Metro размышлял над запуском в Тюмени, их смущало, что до этого они открывались только в городах-миллионниках. Но сегодня они нисколько не жалеют, что зашли в наш регион. И крупнейшие сетевики продолжают искать площадки для открытия своих гипермаркетов в Тюмени.
Здесь, правда, возникает другая проблема – надо рассредоточить их таким образом, чтобы дорожное движение не встало окончательно, определиться по потенциально пригодным площадкам. В общем, это комплексный вопрос.
Отчасти поэтому губернатор настаивает на развитии муниципалитетов, чтобы деловая активность смещалась в их сторону. А главное - сделать так, чтобы муниципалитеты перестали быть высоко дотационными. Других же вариантов увеличить собственную доходную базу, кроме как привлекать инвесторов, у них нет.
- А кто-нибудь анализировал инвестиционный потенциал в районах?
- Безусловно. И по сравнению с тем, что было еще несколько лет назад, различия колоссальные. Раньше инвестор приходил, ему говорили: «ну давайте посмотрим, там у нас есть поле, надо подумать». И все. Сейчас, заходя в район, инвестор в состоянии получить полную справку о каждой конкретной площадке, с точки зрения ее территории, удаленности точек подключения, стоимости аренды и выкупа площадки, стоимости подключения, наличии начальной инфраструктуры и рабочей силы в муниципальном образовании и так далее. Одним словом, инвестор получает готовый информационный продукт, наличие которого дает ему возможность быстро и точно рассчитать основные затраты и войти в проект в максимально сжатые сроки. А это в наших общих интересах. Кроме того, мы анализируем и предоставляем информацию по наличию сырьевой базы в том или ином районе для конкретного производства, чтобы снизить издержки.
- Понятно, что в муниципальных образованиях много чего не достает, и любому бизнесу там будут рады. И все же, в каких отраслях там ощущается наибольшая потребность?
- На самом деле у каждого муниципалитета свои преимущества и свои ресурсы, за счет которых можно и нужно развивать экономику. У кого-то это большое количество сельхозпродукции, которую после сбора урожая надо перерабатывать, чтобы и добавленная стоимость, и рабочие места оставались на территории. Деревообработка, поскольку много делового леса в итоге простаивает. Активно сейчас развивается придорожный сервис. Думаю, вы тоже ездите по нашим трассам и видите, что в придорожных кафе и кемпингах порой в туалеты зайти страшно, не то что детей туда сводить. Сейчас много делается для развития внутреннего туризма. Будет делаться еще больше и не только за счет бюджета.
Поэтому мы выдвигаем серьезные требования к компаниям, которые обращаются за поддержкой по созданию придорожной инфраструктуры. Условно говоря, туалетов в кемпинге должно быть не менее восьми, а никак не один, как сейчас. А так, повторюсь, у каждого муниципалитета свои варианты развития – есть ниши для производства строительных материалов, и для машиностроения, пищевки, сервиса. Нужно только активно и вдумчиво этим заниматься и иметь искреннее желание не заболтать тему, а стимулировать всех, кто способен вкладываться в развитие своей территории.
- Работа проделана действительно колоссальная. Тем не менее, проблема выпадающих доходов, следующая параллельно с развитием инвестиционной привлекательности, будет еще долго нас преследовать. Насколько можно судить, полностью потерь от изъятия НДПИ мы пока покрыть за счет новых инвестпроектов не можем.
- Это не быстрый процесс. Во-первых, многие производства начинают работу, имея налоговые льготы – иначе их завести сюда и не получится. Потом есть временной период по выходу на проектную мощность. И когда уже завод заработает в полную силу, можно говорить о некоей фискальной функции.
Это партнерское отношение правительства области. Просто надо продолжать комплексную работу по привлечению инвесторов в регион, потому что новые производства - это не только налоги, но и новые рабочие места и заметное улучшение социально-экономической ситуации в каждом конкретном районе, где реализуются проекты. Плюс задача в части создания новых производств стоит намного сложнее, нежели просто замещение выпадающего НДПИ. Это и индустриализация экономики, и социальное развитие территории региона. Потому «Дорогу осилит идущий».
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru