Власть: цель или средство? Интервью с Андреем Руцинским

19:37 05 июля 2013

5 апреля в 15:45 я переступал порог здания Тюменской областной Думы, где на втором этаже расположен кабинет главного федерального инспектора в Тюменской области.

Именно в ту минуту меня беспокоил только один вопрос: «Не отменится ли беседа?» Уже 1 час и 45 минут шла прямая линия с Владимиром Путиным. Однако Андрей Иванович, в это время смотревший трансляцию в своем компьютере, встречу переносить не стал: «Посмотрю потом в записи. Мы же заранее с вами договорились, так что все в порядке. Где будем общаться?» – «Как и договаривались, на скамейке возле памятника Ленину. Там сейчас солнечно», – ответил я.

Валерий Гут: Среди различных трактовок власти есть популярная в обиходе: в основе всех поступков и действий человека лежит стремление к власти, иногда неосознанное. Согласны ли вы с этим и какие преимущества, на ваш взгляд, дает обладание властью в крупных масштабах?

Андрей Руцинский: Не могу полностью согласиться, что стремление к власти – это инстинкт. Все люди разные: кто-то стремится к власти, кто-то – к подчинению или просто покою. Преимущество власти на достаточно высоком государственном уровне – возможность человека самореализоваться. Если человек, получивший ее, живет с позитивным настроем – как это и должно быть в идеале, – он имеет определенные рычаги влияния на общество, но использует их, чтобы сделать жизнь лучше.

Часто говорят, что какая бы ни была власть, человеку хочется еще больше...

Как любой вид деятельности, власть увлекает. Если ты нашел свое призвание, получил возможность воплотить мечты, идеи, меняешь жизнь общества к лучшему на государственном уровне, то, наверное, хочется больших масштабов – для того, чтобы сделать больше.

Чем меньше у человека полномочий, тем больше он хочет свою властность проявить. Человек, обладающий большой властью, будет применять ее только для того, чтобы сделать что-то конкретное для общества



А как вы относитесь к выражению «власть портит»?

Власть – серьезный раздражитель, индикатор того, насколько человек порядочен. Не всегда это становится явным с первых дней появления у власти. Авраам Линкольн, 16-й президент США, однажды сказал: «Можно обманывать часть народа все время, и весь народ – некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время».

Рано или поздно сущность человека откроется, как и его реальные цели. Поэтому я считаю, что власть портит только тех людей, которые уже были испорчены. Когда служил

в армии, замечал такую тенденцию: чем меньше у человека полномочий, тем больше он хочет свою властность проявить. Человек, обладающий большой властью, будет применять ее только для того, чтобы сделать что-то конкретное для общества, а не по отношению к отдельно взятым людям.

Какие минусы есть в обладании властью?

Человек, идущий во властные структуры, априори готов к повышенному вниманию к своей личности, в том числе и со стороны общественности. А люди, имеющие доступ к государственным секретам, дают согласие на проверку себя и своих близких по всем направлениям и на ограничения, вплоть до выезда за границу. Мы все стали свидетелями появления законов по борьбе с коррупцией, законов о государственной службе, совсем недавно был принят закон о запрете чиновникам иметь зарубежные счета – это целый ряд нормативных документов, ограничивающих свободу человека, который обладает властью. Также приходится делать выбор: если ты самореализовываешься как личность во власти, то не должен рассчитывать на большие доходы и сладкую жизнь. А если хочешь обеспечить себе комфортное существование в материальном плане – иди в бизнес. Это условное разделение, но государство стремится к нему.

В свое время Салтыков-Щедрин в произведениях вскрывал пороки чиновников, актуальные и сегодня. Почему, на ваш взгляд, мало что поменялось в восприятии власти писателями, народом… Или все-таки поменялось?

Конечно, поменялось. Реалии сегодняшнего дня привнесли много нового. Самое главное, что изменилось, на мой взгляд, – открытость действий власти. Продвинутые информационные технологии, Интернет – все это позволяет ставить представителей власти под больший контроль. Известна масса случаев, когда на обычный мобильный телефон люди снимают те или иные нарушения в работе чиновников, – и это дисциплинирует их, не дает вести себя так, как они могли еще десять лет назад. К сожалению, часто возникает и обратный эффект: на форумах в Интернете встречаешь безграмотные суждения о представителях власти, об их действиях. Сразу видно, что человек не разбирается, не интересуется, а только стремится очернить. Бывает настоящая конструктивная критика, на которую власть обязана реагировать, – и только такая критика действительно помогает разобраться.

Может быть, вы, слушая сейчас трансляцию прямой линии Владимира Путина, заинтересовались его мнением по какому-то определенному вопросу?

Он мой руководитель, и каждый вопрос и его ответ мне интересны. Однако наиболее злободневная проблема сегодня – это плата за жилищно-коммунальные услуги. Все должно быть экономически обоснованным и в то же время не вызывать у населения шок. Президент дал поручение о предельном, 6%-м уровне повышения платы за жилищно-коммунальные услуги в этом году. Это сверхсложная задача, но выполнить ее – обязанность исполнительной власти.

Что для вас является самым сложным в работе федерального инспектора?

Основная сложность – в сближении позиций представителей органов власти и тех, кто пользуется государственными услугами. Приходится проводить массу совещаний, заседаний рабочих групп с целью координации действий органов власти – федеральных, региональных, муниципальных и так далее. Очень много делается для того, чтобы облегчить доступ к государственным услугам. В то же время, встречаясь с жителями Тюменской области, я понимаю, сколько сложностей существует у граждан и предпринимателей при реализации своих прав. Честно говоря, за годы работы никак не могу соединить эти две позиции в своей голове: как же прийти к тому, чтобы люди пользовались услугами госорганов, отмечая, как им комфортно, хорошо и удобно. А люди, которые работают во власти, говорили: «Что бы нам еще такого сделать, чтобы

стало еще лучше?» Пока реальная картина и та, что представлена в докладах, не всегда совпадают.

Находясь внутри процесса отлаживания работы государственной службы, реформирования ее, перевода госуслуг в электронную форму для удобства людей, вижу, сколько энергии и сил тратится, – но желаемого результата на данный момент мы пока не добились.

Идеал – это образ, к которому надо стремиться. Он недостижим, но приближаться к нему – наша задача



Как скоро наступит то идеальное время, о котором вы говорите?

Идеал – это образ, к которому надо стремиться. Он недостижим, но приближаться к нему – наша задача. Рассмотрим конкретный пример. В этом году из бюджета Тюменской области выделены значительные средства на организацию многофункциональных центров, которые будут действовать и в Тюмени, и в районах по принципу одного окна. Каждый уровень власти – и федеральный, и областной, и муниципальный – будет выполнять свою функцию, но в одном здании. Человеку не нужно ходить из конто- ры в контору, искать, в какое окошко обратиться: сдал документ в приемной, а там специалисты сами разберутся, куда его передать. Чиновники не имеют права запрашивать информацию, которая уже имеется в госорганах. Закон вступил в силу. Мы приближаемся к идеалу, но этот путь не такой короткий.

Если не сама власть, то можно ли сказать, что критика власти присуща человеку на уровне инстинктов?

Ответ тот же самый: кому-то все нравится в жизни, а кто-то вечно чем-то недоволен. С другой стороны, я уверен: раз нет критики – значит людей все устраивает. Если так, то делать ничего не надо, и жизнь остановится. Исходя из того, что идеал недостижим, критика будет всегда. Важно, чтобы власть эту критику слышала, воспринимала и реагировала на нее.

Существует ли идеальный политический режим?

Наиболее близкая к идеалу, по моему убеждению, это, конечно же, демократия. Еще и потому, что она учитывает мнение хоть и не всех, но большинства, при этом оставаясь в рамках закона и не противореча этическим принципам. В нашем государстве демократическая. система есть, но еще требует большого совершенствования и развития. Что видно по последним законам, благодаря которым увеличилось количество партий. Поддерживаются общественные институты, некоммерческие структуры и другое.

Как думаете, чем обусловлены оппозиционные настроения в России и представляют ли они, по вашему мнению, реальную угрозу?

Я считаю, что оппозиция необходима для поступательногоразвития общества и государства.Кроме того, в России наличие оппозиции свидетельствует еще и отом, что действует достаточно высокий уровень развития демократии. При тоталитарных режимахоппозиция невозможна.

Тогда чем можно объяснить отсутствие таких настроений в Тюменской области? У нас нет проблем или, следуя логике вашего предыдущего ответа, не развиты демократические институты?

В Тюменской области и оппозиция есть, и проблемы, которые она высвечивает. Оппозиция здесь участвует в парламентской деятельности, достаточно жестко и профессионально отстаивает свои партийные интересы, вносит предложения, законопроекты. И митинги, и пикеты у нас тоже есть, только, может быть, не такие массовые, как в центре России, – это нужно у самих оппозиционеров спросить, почему их идеи не находят большого количества сторонников. В управлении Минюста РФ по Тюменской области зарегистрировано 37 отделений политических партий, из них 30 созданы после июня 2012 года. Это новые партии, возникшие в связи с изменением законодательства. Не только оппозиционные – разные.

Как вы считаете, какие задачи сегодня приоритетны для федеральной власти в пределах Тюменской области?

По этому поводу я бы отметил два стратегически важных момента. Во-первых, это майские указы президента. Напомню, они вышли в развитие тех предвыборных статей, которые опубликовал Путин как кандидат в президенты. В частности, указ о долгосрочной государственной экономической политике, где работа правительства и органов власти нацелена на достижение следующих показателей: создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики; увеличение производительности труда к 2018 году в полтора раза; повышение позиций России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса. Эти позиции, особенно последняя, предполагают сложную, долгую и кропотливую работу.

Во-вторых, упомяну Послание президента от 12 декабря прошлого года, в котором были также определены стратегические направления развития на ближайшие годы. Например, жилищный вопрос – в Тюменской области работа по нему ведется достаточно успешно, благодаря реализации целевых программ. Мы достигли прогресса также в жилищном и социальном развитии села: многие молодые семьи с детьми, специалисты в агропромышленном комплексе, социальной сфере, работающие в селах, живут в собственных домах или квартирах.

В рамках Послания президента по жилищному строительству могу сказать, что с 2008 года в области ежегодно вводится более 1 млн м2 жилья. В расчете на одного жителя этот показатель в полтора-два раза превышает аналогичный как по УрФО, так и по России в целом. Нельзя забывать и о вопросах, связанных с поддержкой семьи, материнства, детства. В Тюменской области действует комплексная программа демографического развития, направленная на повышение качества жизни детей и семей с детьми. Общий объем ее финансирования составляет более 14 млрд рублей.

Ощущаете ли вы собственную значимость на этом посту?

Для меня на этом посту важна возможность решать интересные задачи, а не тешить себя собственной значимостью. Главный федеральный инспектор не обладает никакими распорядительными полномочиями, его основные функции – президентский контроль и координация деятельности органов государственной власти. Они выполняются в основном путем работы коллегиальных органов, таких как региональная коллегия федеральных органов власти, действующих в Тюменской области при полномочном представителе президента РФ в УрФО, работу которой я организую.

Наиболее злободневные и актуальные вопросы выносятся на повестку дня заседаний, заслушиваются доклады руководителей и федеральных органов, и региональных, и муниципальных, если необходимо. В результате принимаются протокольные решения, которые утверждаются, и после этого они обязательны для исполнения. Контроль достаточно жесткий, фактов невыполнения решений пока не отмечалось. (Улыбается.)

В России наличие оппозиции свидетельствует еще и о том, что действует достаточно высокий уровень развития демократии. При тоталитарных режимах оппозиция невозможна



Какие акции в Тюменской области прошли под вашим контролем? И какая из них имеет наибольшее значение для вас?

Мы уже не первый год устраиваем благотворительную акцию 1 июня – называется «Не сирота». Вышел цикл передач совместно с ГТРК «Регион-Тюмень», где проводился ликбез по вопросам приемных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Также в области проходит марафон «Эти дети!». Его ежегодно организуют собственники и менеджмент бизнес-отеля «Евразия». В этом году к марафону подключилась общественная организация «Деловая Россия». В команде с коллегами из департамента соцзащиты, уполномоченным по правам ребенка и региональным отделением детского фонда придумали и внедрили интернет-продукт – банк потребностей «Адреса милосердия».

Запросы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещаются на сайте фонда, а также по моей просьбе на сайтах многих общественных организаций. Все они распределены по разделам. Например, оздоровление, развитие ребенка, ремонт помещений, одежда и другие. Увидев запрос и необходимую сумму, любой человек или организация через отделение Российского детского фонда может оказать помощь. В отдельной колонке указываем имена благотворителей (если кто-то специально не отказывается от этого). Когда люди видят, что их сосед или коллега уже помог, они часто решают присоединиться к благому делу. По активизации движения средств видим, что после создания банка потребностей и проведения марафона двукратно возросла помощь детям. Основная цель таких мероприятий – не только помочь детям, но и поднять на новый уровень культуру благотворительности в Тюменской области. Это то, что делается не по должностным обязанностям, а по зову души.

В деловых кругах не раз слышал такую фразу: Тюменская область, наверное, одна из немногих в России, где детские дома закрываются, так как почти всех детей усыновляют.

Это на самом деле так. У нас более 90% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня воспитываются в семьях. За последние три года количество детдомов сократилось с 12 до 4. Другое дело, что дети в приемных семьях зачастую в чем-то нуждаются, ведь усыновляют их, как правило, не очень богатые люди. Как раз банк потребностей помогает решать эти проблемы.

В чем заключаются особенности управления в Тюменской области и как расстановка акцентов здесь отличается от федеральной?

Особенность, думаю, в том, что Тюменская область – это регион-донор с высоким уровнем экономики и развитой социальной сферой. В связи с этим и расставляются акценты на поддержание высоких темпов развития. Это достаточно сложная задача. Если регион обладает низкой стартовой позицией, ему проще показывать динамику. Подумайте, если в другом регионе вводится какой-то социальный или культурный объект, идет реконструкция дорог, сельских клубов, спортивных залов, жители реагируют на это как на огромное событие. А у нас подобное воспринимается как самособой разумеющееся. Я говорю об этом, исходя из собственного опыта: работал на юге России. Тюменцы привыкли к высокому уровню доходов, хорошей социальной обеспеченности, поэтому у власти сложная задача – сохранить динамику развития и наращивать положительные достижения дальше.

Вы упомянули, что работали на юге страны. Чем работа в Карачаево-Черкессии отличалась от работы в Тюменской области? Хотя этот вопрос мы вам задавали в прошлом году. (Смеется.)

Я, конечно, не помню свой ответ. (Смеется.) По ощущениям скажу, что там было больше политики и правоохранительной деятельности, а здесь акценты смещены в экономику и социальную сферу. Это основное различие. На мой взгляд, это хорошо – для региона в первую очередь ну и для меня как для работника администрации президента. Когда мы занимаемся насущными проблемами в планомерном порядке, экономическими и социальными в большей степени и в меньшей мере – вопросами безопасности населения и чрезмерной политической борьбой, это говорит о том, что мы достигли хороших результатов и находимся на правильном пути.

Какие проблемы Тюменской области стоят сегодня перед федеральными властями наиболее остро?

В первую очередь это рост количества дорожно-транспортных происшествий и числа жертв как следствие – цифры ужасают.

С чем это связываете?

Это комплексная проблема. Влияет и количество приобретенного автотранспорта, и уровень подготовки водителей в автошколах – значительную часть ДТП совершают люди с водительским стажем до трех лет. Проводится полная ревизия по поводу преподавательского состава и оснащенности автошкол. В связи с тем что бюджет Тюменской области достаточно сбалансирован, дороги областного и местного уровней содержатся в надлежащем качестве, а вот федеральные, которые проходят через Тюменскую область (Тюмень –Ханты-Мансийск, Тюмень – Омск, Тюмень – Курган) далеки от нормативного состояния. Однако подвижки здесь есть: в этом году более чем втрое увеличилось финансирование из федерального бюджета на ремонт этих трасс.

А кроме ДТП и дорог?

Из федеральных могу выделить еще одну задачу – обеспечение жильем ветеранов. Есть соответствующий указ об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Многое в Тюменской области делается для этого, большое количество ветеранов обеспечено, но работа еще не закончена, и говорить о сроке ее окончания пока не приходится – постоянно пополняется список ветеранов, нуждающихся в получении жилых помещений. Выявилось, что тех средств, которые были рассчитаны на 2013 год, не хватит. Соответствующая заявка направлена, надеюсь, что деньги своевременно поступят.

Сформулируйте основные принципы региональной политики, проводимой в Тюменской области.

Слушать людей, слышать людей и своевременно вносить коррективы в деятельность органов власти с учетом общественного мнения.

Как вы можете охарактеризовать типичный портрет чиновника Тюменской области?

Его основные черты – профессионализм, опыт, креативность. Чиновник в Тюмени – ответственный член единой команды, нацеленной на результат, а не на процесс.

А разве в других областях не так?

По крайней мере, на юге многие получают удовольствие от процесса. (Смеется.) Это во-первых. А во-вторых, там не всегда чиновник ощущает себя частью команды. И по поводу креативности: в разных сферах в Тюменской области внедрялись такие идеи, которые потом использовались на федеральном уровне. Особенно в образовании, социальной сфере. Началось это с Сергея Семёновича Собянина, затем традицию продолжил Владимир Владимирович Якушев.

Тюменцы привыкли к высокому уровню доходов, хорошей социальной обеспеченности, поэтому у власти сложная задача – сохранить динамику развития и наращивать положительные достижения дальше



Нас, получается, в Москве воспринимают как передовых?

Передовые, главное – в идеях. Бывает так, что приходит указ внедрить что-либо, а мы уже давно используем это. Вот, например, в России первый год фиксируется естественный прирост населения, а в Тюменской области уже седьмой. Для меня это один из важнейших показателей благополучия региона. Естественный прирост говорит о том, что тюменцы видят перспективу в будущем. Постоянен и миграционный прирост. Люди к нам едут – значит, у нас хорошо.

С 2007 года и я в этом участвую – у меня тогда первый ребенок родился. Сейчас уже двое.

Ну мне по возрасту уже поздновато. (Смеется.) Хотя в правительстве региона многодетные руководители есть. В общем с областью нам повезло. Иногда привыкаешь, видишь недостатки, но потом приезжаешь в другой регион и на контрасте чувствуешь разницу. С бюджетом вот у нас есть определенные проблемы, потому что треть его составлял НДПИ. С 2014 года мы не получим ни рубля компенсаций, то есть у нас будет ровно столько, сколько сами заработаем. Хотя и здесь много делается со стороны власти по привлечению инвестиций. На сегодняшний день в Тюменской области реализуется более 40 крупных инвестиционных проектов, причем с привлечением не только российского, но и иностранного капитала. Но вы же о некоторых проектах уже писали в февральском номере журнала. Мне было интересно, особенно рейтинг «ТОП-50 крупнейших налогоплательщиков Тюменской области», – я внимательно прочитал, и этот выпуск у меня на столе до сих пор лежит: держу его как справочник.

У меня традиционный вопрос. Вы считаете Тюмень лучшим городом Земли?

А давайте уберем этот вопрос? Я как-то присутствовал на заседании «Столыпинского клуба», как раз Александра Моора только назначили главой администрации города Тюмени, и там всерьез обсуждался именно этот вопрос. Я высказал свое мнение и предложил быть поближе к реальности. Давайте сначала станем лучшим городом УрФО! Хотя, возможно, уже и стали. А потом замахнемся до лучшего города страны. А уже наши потомки, думаю, доделают начатое. (Смеется.)

Текст: Валерий Гут

Фото: Владимир Семёнов

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Июнь, 2024