Тюменская городская дума в деле организации извозного промысла

15:15 20 декабря 2019
Продолжение: Деятельность Тюменской городской думы в сфере развития местной инфраструктуры

В течение многих столетий лошадиные упряжки были практически единственным и универсальным сухопутным средством передвижения. В городах конный извоз появлялся по мере разрастания территории поселения. Дата появления извозного промысла на улицах Тюмени точно неизвестна. В первой половине XIX в. город был слишком мал для конных разъездов: тогда жилые кварталы начинались у стен Свято-Троицкого монастыря и заканчивались на ул. Иркутской (ныне – Челюскинцев). К 1850 г. городская черта расширилась до ул. Голицынской (Первомайская), но количество населения по-прежнему не превышало 10 тыс. чел. Простой люд ходил пешком, а богатые имели собственный выезд.

Исследователи полагают, что первые извозчики появились в Тюмени после учреждения в 1845 году Васильевской ярмарки. Город в одночасье превратился в крупный торговый центр, куда съезжались сотни купцов и приказчиков со всей страны. Появилась потребность в перевозке большого количества грузов и людей, хотя бы и на период ярмарки.

В соответствии с городской реформой 1870 г., ведение отдельных видов деятельности подлежало регламентации органами городского самоуправления, в том числе извозный промысел. Извоз должен был осуществляться по правилам, принимаемым городскими думами. Наряду с этим, данный вид деятельности подлежал налогообложению в доход местного бюджета. В частности, постановлением Тюменской городской думы от 28 января 1873 г. вводились три категории объектов налогообложения: 1) легковой (биржевые извозчики с экипажами); 2) ломовой (промышленный извоз); 3) частные лошади домовладельцев. С каждой категории взимался в доход города специальный сбор: не более 10 руб. с лошади в год; 2) не более 5 руб.; 3) 3 руб. От налога освобождались фабриканты и заводчики, использовавшие лошадей для рабочих нужд собственных предприятий.

Тюменская городская дума 27 августа 1881 г. приняла постановление "О порядке отправления в городе извозного промысла" с дополнением 17 марта 1887 г. Правила устанавливали порядок получения решений на ведение промысла; круг лиц, имевших право им заниматься; место стоянок извозчиков; размер платы за проезд и ее пределы. Правила устанавливали требования к лицам, которые не допускались к занятию извозом (не моложе 17 лет; нетрезвого поведения; "с дурной репутацией"; находившиеся под судом) и техническому состоянию экипажей, а также к плате за проезд, которая менялась в зависимости от части города и времени года.

Обязательным постановлением 1881 г. назначались для бирж извозчиков 4 пункта в городе: 1) на площади против дома купца Тюфина; 2) по Знаменской улице, против дома мещанки Шестаковой; 3) около лавок гостинодворской площади и 4) за Тюменкою, против дома купца Колокольникова.

Четко был прописан порядок получения свидетельства на право извоза. Сначала претендент должен был получить в полицейском управлении удостоверение об отсутствии противопоказаний. Отказать могли в случае чрезмерной молодости, старости ("дряхлые старики" не допускались), "нетрезвого поведения", а также нарушения правил, либо наличия судимости за кражу, мошенничество или грубость с пассажирами. Это удостоверение будущий извозчик представлял в городскую управу, давал подписку о соблюдении правил, вносил установленную плату и получал, наконец, сами правила, свидетельство и особый жестяной жетон с выбитым на нём индивидуальным номером. После этого надо было вновь вернуться в полицейское управление, чтобы предъявить там паспорта самих извозчиков и получить второй экземпляр жетона.

Номер прибивался к экипажу на видном месте: летом – на левом боку, а зимой – на левой половине передка, перед кучером. Кроме того, он выводился белой краской сзади на кузове и на фонарях. Второй жетон пришивался прямо на кафтан на спине извозчика.

Экипажи подразделялись на два разряда: с 1 разряда (пролеток, шарабанов, американок, карет) сбор составлял 10 руб. в год; 2 разряда (коробков, дрожек, линеек, качалок) – 2 руб. Лица, не внесшие этот сбор до 1 июня каждого года, подвергались штрафным санкциям в размере 50% с неоплаченной суммы. В начале XX в. горожане стали приобретать автоматические экипажи и велосипеды. В этой связи местные думы ввели ряд новых налогов. В частности, согласно высочайше утвержденному мнению Госсовета от 20 января 1903 г. велосипедный сбор устанавливался в размере 1 руб. 50 коп.

Правил дорожного движения, как таковых, не существовало, их заменяли рекомендации общего характера: "При езде всегда непременно держаться правой стороны; езда должна быть умеренная и осмотрительная, обгонять проезжающих, когда от этого происходит стеснение (подрезать), запрещается. Извозчик должен быть трезв и вежлив".

Тюменская городская дума издала особые правила для поведения пассажиров: при "пользовании экипажем пассажир должен был вести себя чинно, семечек подсолнуха не лузгать, по сторонам не плевать и находиться в трезвом духе". Последнее требование было железным: пьяных извозчики не обслуживали ни за какие деньги.

Особо оговаривались правила остановки извозчиков дамами и девицами из благородных, купеческих и мещанских семейств. Им категорически запрещалось при попытке остановки свободных экипажей "махать шляпами и косынками перед лошадиною мордою, дабы не вызвать ответного ощеривания". Во время поездки дамам предлагалось "громко не хихикать и по возможности воздержаться от громкого чиха во избежание непреднамеренных остановок".

Примечательно, что чины полиции не оставались в стороне от организации местной жизни, вносили предложения на рассмотрение городской думы. Например, в апреле 1895 г. исправник препроводил в думу проект правил для производства извозного промысла в городе. Обязательные постановления по извозу уже были приняты в 1881 и 1887 гг. Тем не менее, управа посчитала их "устаревшими как по содержанию, так и по таксе". Гласные думы проект начальника полиции одобрили и направили его на утверждение губернатору (Документ). Уездный исправник Т.Ф. Калугин 29 октября 1900 г. обратился в управу с просьбой устроить неудобство вызванное тем, что находящаяся на Царской площади чаша иногда не вмещает то количество воды, ка-кое отпускается водокачкой, из-за чего вода изливается из чаши и замерзает, образуя на площади сплошную массу льда, что крайне неудобно для проезда.

Извозчики, замеченные полицией в неоднократном нарушении установленных правил, лишались права продолжать извозный промысел. Такса варьировалась: от 25-75 коп. для легковых и от 30-65 коп. для ломовых извозчиков. Причем тарифы с течением времени пересматривались, главным образом, в сторону увеличения. В местную управу неоднократно поступали жалобы на то, что биржевые извозчики во время стоянки допускают различные нарушения, ругань и брань. В этой связи Тюменская городская дума решила назначить из числа извозчиков двух старост для надзора за порядком.

Местные власти следили за состоянием отправления извозного промысла в городе. В частности, приказом от 26 октября 1915 г. исправник назначил осмотр местных извозчиков и экипажей. Для этого был приглашен ветеринарный врач, член управы, приставы. Приставу I части города поручалась проверка знаний извозчиками адресов; приставу II части – экипажей и сбруй; III части – состояние здоровья лошадей (совместно с врачом). Приставы обязаны были по фактам проверок сделать соответствующие отметки в ведомостях. Околоточному надзирателю поручалось составить список всех извозчиков с графами для упомянутых выше отметок.

Тюменцы неоднократно обращали внимание городской управы на отсутствие дощечек с надписями названий улиц, вследствие чего даже городские извозчики нередко затруднялись доставить пассажира по указанному адресу. Поэтому в целях упорядочения регистрации движения населения, облегчения работы местных извозчиков, уездный исправник в рапорте губернатору от 31 октября 1912 г. возбудил ходатайство об учреждении в Тюмени адресного стола.

Ломовые извозчики также периодически жаловались, что весной подъездные пути к пристаням "были до такой степени топки и грязны, что на самых сильных наших лошадях приходилось вывозить и то с большими усилиями… Не говоря о том, насколько это для нас убыточно в смысле заработка, у многих пострадали лошади…". Извозчики просили вопрос об устройстве мостовых к пристаням представить на рассмотрение думы, в противном случае они будут ходатайствовать перед губернским начальством.

В целом, извозный промысел быстро получил развитие в городах региона. При этом в крупных центрах преобладал легковой извоз, в малых – ломовой (табл. 1). В 1918 г. в Тюмени работали 260 легковых и 96 ломовых извозчиков.

Александр Храмцов

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024