Константин Смоленцев: нужно думать о светлом настоящем

18:00 14 сентября 2016

С началом нового учебного года бывшие школьники сели за парты, но уже в качестве студентов. А вот что делать с этой новой ролью, правильный ли выбор ты сделал и как жить дальше – зачастую непонятно. Об учебе и о том, как найти себя и свое дело жизни, мы поговорили с серийным предпринимателем, инвестором, писателем, доктором политических наук и экспертом по Канаде Константином Смоленцевым.

- Многих первокурсников, да и не только их, волнуют вопросы: как выбрать свой жизненный путь? Как быть, если поступил и понял, что это не твое?

- Я считаю такие метания совершенно нормальными. Молодому человеку к 17-18 годам сложно определиться, чего он по-настоящему в этой жизни хочет - у него еще нет опыта принятия больших, принципиальных решений за себя. Не спорю, бывают такие, кто с детства грезит, например, химией, биологией, музыкой или танцами. Но их мало. Подавляющее большинство вообще не представляет, кем быть и как дальше жить. В обществе существует устойчивое мнение, что нужно закончить университет, и тогда двери мира откроются перед тобой. Твои же собственные планы на будущее и точка зрения твоих родителей могут не совпадать. И когда все эти составляющие начинают собираются в голове, может просто снести крышу.

Что делать и как быть? Кое в чем устойчивое мнение право. Если взять развивающиеся страны, то образование там действительно будет путевкой в жизнь. Умения, выраженные в дипломе, образовательный статус дадут тебе возможность жить лучше, стартовую конкурентоспособность. В развитой же стране ситуация несколько иная. Уровень жизни общества в целом позволяет достойно существовать каждому индивидууму вне зависимости от наличия университетского диплома. Ты же жизнь свою строишь, а не заработок, а ставки по "счастью" гораздо выше, чем по "денежным знакам". Научно доказано, что, занимаясь любимым делом, даже без больших денег ты будешь счастливей, чем на нелюбимой высокооплачиваемой работе.

Следующая проблема – как не ошибиться с выбором профессии? Здесь, мне кажется, очень важно, чтобы рядом оказался человек, способный помочь разобраться в себе. Не навязывать какой-то вариант, а вместе с тобой проанализировать, что тебе было интересно в детстве, какие твои сильные стороны, а что ты делал просто потому, что это принято, но душа к этому не лежала? Тогда выбрать будет гораздо проще.

И еще вопрос: поможет ли высшее образование подняться выше, как бы тебе хотелось, добиться большего? Очень многие люди на Западе не стремятся поступить в университет сразу после школы. В СССР принято было так: школа – университет – замужество – дети – пенсия. И ты терпишь до пенсии, чтобы отдохнуть, а потом оказывается, что на этот отдых у тебя нет денег. Возможно, не стоит торопиться. У меня есть дети, растут внуки. И как взрослому человеку мне тоже тяжело принять, что мой ребенок не окончит университет, не получит достойного образования. Но все-таки будет правильно, если ты позволишь себе заняться любимым делом. Если я хочу быть музыкантом, я могу пойти поиграть на улице. Может быть, у меня просто иллюзия в голове, что я музыкант, и каждый день бренчать на скрипке или на гитаре мне быстро надоест.

- Попробовать заняться делом, которое сейчас тебе нравится, чтобы понять, что тебе вообще в жизни нужно?

- Да! Если я мечтаю открыть ресторан – может быть, стоит пойти и год, два, три, четыре проработать в пиццерии, в Макдональдсе, чтобы посмотреть на  бизнес гостеприимства изнутри.

- То есть вы думаете, что если бы после школы взять год на размышления и возможность попробовать себя, было бы лучше? Многих пугает, что в случае непоступления придется идти в армию.

- Абсолютно. Найти не стопроцентную гарантию профессии, конечно, но хоть какие-то ориентиры. Возможно, за этот год ты успеешь несколько раз передумать и понять, что ошибался. И армия не так страшна, как цена ошибки при жизненном выборе.

- А как быть, если нравится какая-то специальность и ты собрался на нее поступать, но боишься, что поймешь свою ошибку уже во время учебы?

- Думаю, этого бояться не стоит. Но я бы посоветовал в таком случае не просто учиться, а сразу интенсивно углубляться в профессию. Тогда быстрее все поймешь.

- Что лучше: посвятить всю жизнь какому-то одному делу или преуспеть во многом?

- Если выбирать что-то одно делом всей жизни, то тебе приходится осознавать, что одна ошибка – и всю свою жизнь ты определил неправильно. Так, может быть, сказать себе: если я живу сегодняшним днем, я хочу получать радость от каждого дня – я должен быть счастливым именно сегодня. Это совершенно разный подход. Во всем мире принято раз в семь лет кардинально менять профессию, ничего страшного в этом нет. Я считаю, если не ограничиваю себя, то могу сначала углубиться в одно, потом в другое занятие. Я могу прожить несколько жизней за одну жизнь. Это же тоже выбор, правда? Прожить одну жизнь или несколько. Я не настаиваю, что их должно быть обязательно много. Может быть, ты найдешь для себя и одно дело на всю жизнь, и это здорово. Но и перемен не нужно бояться, надо к ним относиться абсолютно спокойно.

- Когда встает вопрос о том, где учиться: в родном городе или в другом, многие остаются там, где привычно и удобно. Как лучше поступить?

- Тут нет однозначного ответа. Все зависит от того, что вы хотите. Допустим, я – молодой человек и хочу остаться в своем городе, чтобы изменять его к лучшему. Другому нужны иные масштабы. Каждый из нас индивидуален. У одного хорошо получается локальная работа в каком-то маленьком месте, а второму нужно постоянно передвигаться, нужны новые места и страны, большие города с кучей людей… Мы возвращаемся опять к самому началу: надо разбираться в себе. Кто я? Где мне комфортно? Если комфортно на одном месте, значит надо сидеть и работать на одном месте, и это будет правильно. Если нравится в большом городе, значит нужно ехать туда. Потому что если некомфортно, результата не будет.

- То есть общих советов нет?

- В жизни вообще нет общих советов. В жизни вообще никто ничего не знает. Все умные, категоричные советы я бы сразу вычеркивал из своей жизни раз и навсегда, потому что их не может быть по определению. У каждого своя точка зрения, сформированная под влиянием каких-то персональных путей, комплексов, неудач, мыслей и желаний. У каждого своя судьба, свои  переживания и бэкграунд. Главное для любого человека – быть в гармонии с самим собой и не обращать внимания ни на что другое.

- Значит нужно просто слушать себя?

- Слушать себя, постараться разобраться в себе, жить в гармонии с собой. И это очень непросто. Думать над этим каждый день и исполнять задуманное гораздо сложнее, чем просто формально выбрать профессию.

Ещё один весьма важный аспект. Хорошо понимать, кто ты по своим социальным ролям – первый человек или второй, ведущий или ведомый. Как тебе комфортно: быть лидером, понимая, что ты несешь всю ответственность за принятие решений – неважно где: в бизнесе,  музыкальной группе, государственном учреждении? Твоя ли это роль? Или надо просто посмотреть правде в глаза и честно признаться себе, что твоя роль – все-таки второй человек? Ты будешь на вторых ролях, возможно, даже зарабатывая не меньше и будешь не менее счастлив. Надо трезво оценивать свои силы.

- В последнее время кажется, что люди стали легче сниматься с места, менять работу. Поменялось ли в этом плане мировоззрения людей с того времени, когда вы поступали?

- Когда мы заканчивали университет, было обязательное распределение. Предприятие, куда отправляли, которое могло быть как в твоем городе, так и в другом. Ты приезжал туда, тебе была гарантирована работа, зарплата и, может быть, социальные льготы – общежитие или очередь на квартиру. Тебя общество принимало и поддерживало. И это здорово. Ты мог оказаться в другом городе просто потому, что тебя туда отправили. Ты отрабатывал для государства деньги, которые были потрачены на твое обучение. И, может быть, с этим было легче и проще жить. Сейчас все по-другому: вы заканчиваете или не заканчиваете университет, и выбор в любом случае надо делать самим. Двигаться или не двигаться? Опять-таки, если ты наемный сотрудник, какие приоритеты вы ставите в своей карьере? Если для вас важен карьерный рост в какой-то сфере, понятно, что он не может ограничиваться территориальными рамками и границами. Почему? Потому что лучшая для карьерного роста компания может находиться в другом городе или даже в другой стране. И если вы видите для себя продвижение в этом направлении, вы по определению не можете застрять в каких-то географических рамках. Если же вы говорите: я хочу жить именно здесь, тогда нужно менять жизненные приоритеты. Нужно честно себе сказать: я хочу жить в своем небольшом провинциальном городе, но я прекрасно понимаю, что средний уровень заработной платы у нас низкий, комфортность не совсем та, театры, музеи, выставки – если они для меня, как для личности, представляют ценность – не так массовы. И вот так, загибая пальцы, вы должны честно себе сказать: вот такая у меня будет жизнь. Меня это устраивает? Если да – отлично! Если нет – надо что-то менять. И когда ты делаешь этот выбор, вопрос отпадает автоматически.

- А за рубежом какие у молодежи мысли по этому поводу?

- За рубежом, в частности, в Канаде, все намного проще. Есть, конечно, люди, которые живут на каком-то одном месте и не собираются никуда переезжать – эта категория есть во всем мире. Но с учетом того, что реальность представляет себя такой, что надо на что-то жить, люди едут туда, где есть работа. Они могут купить дом, взять ипотеку, начать разводить огород, завести несколько собак, а через несколько лет получить приглашение работать в совершенно другом конце страны. И это не является трагедией. Человек снимается, продает дом, собак садит в багажник автомобиля и уезжает в другой конец страны, где все начинается сначала. Или даже в другую страну. Так принято. Точно так же во Франции и многих других странах. Просто у нас в России ментальность все еще патриархального российского общества. Крепостное право у нас отменили достаточно поздно, крестьяне были привязаны к одному месту. А ментальность народа все равно остается, она не меняется за одну секунду. После этого у нас достаточно быстро наступил процесс коллективизации, где опять-таки у большей части населения было отобрано право передвигаться по стране. Фактически это было опять крепостное право. И это все формировало ментальность нации, а сегодня мы хотим в одну секунду ее изменить. А в ту же Америку или Канаду уже приезжали люди с другой ментальностью. Поэтому сейчас переехать в другую страну, на другой конец мира для них легко и просто.

- В чем особенности образования за рубежом?

- Я думаю, принципиальное отличие в том, что человек делает персонально-индивидуальный выбор. И в большом, и в мелочах. В университете нет понятия групп, как у нас. Поступая в университет, ты выбираешь специальность, выбираешь дату, когда ты начинаешь учиться. Это может быть три раза в год – нет одной фиксированной даты начала учебы, как у нас 1 сентября. Поступая в университет, ты обязуешься пройти обязательное количество курсов для получения твоего диплома и любое количество курсов, которое ты можешь потянуть сверх того. Ты можешь к основной профессии взять какую-нибудь дополнительную специализацию, в дипломе она будет вписана вместе с основной. Например, я могу быть консультантом по бизнесу со специализацией "человеческие ресурсы", "юриспруденция", "компьютерные науки" и так далее. Я сам выбираю преподавателей из присутствующих в университете и сертифицированных для моей программы. Я сам, на основе тех часов, когда они преподают, формирую свой график учебы. Я могу большую часть учиться с утра, могу с вечера, высвобождая таким образом какую-то часть дня для своих дел. Я могу подрабатывать, могу работать, могу творить или лежать и спать.

То есть, зарубежное образование – это больший уровень свободы?

- Это больший уровень свободы, который предполагает большую персональную ответственность за принятие решений. В России я вливаюсь в группу студентов, которые не несут никакой ответственности за мой собственный график и предметы, которые мне, условно говоря, навязаны. Да, за рубежом мне тоже навязано определенное количество предметов, но я для себя могу сделать какие-то коррективы. Я могу в любое время перейти с профессии на профессию, из университета в университет, и часть предметов, которые могли совпадать, мне просто засчитываются на новом месте. Допустим, я начал учиться на физика и вдруг понял, что все-таки хочу стать музыкантом. И я перехожу в том же университете на другое отделение. В отличие от наших вузов, там в одном университете или колледже учатся и геологи, и медики, и культуроведы, и музыканты…

- Бытует мнение, что, в принципе, неважно, где обучаться, потому что все равно никто не работает по специальности. Такая оторванность обучения от реальности выглядит немного неправильно…

- Это выглядит кардинально неправильно! В университете советуют забыть, чему учили в школе, на работе – чему учили в университете, и никому, по сути, не нужен твой диплом. Для того ты его зарабатывал, тратил силы и бесценное время жизни, чтобы потом стоять на кассе в магазине?

- В Канаде, опять к примеру, происходит так же?

- Нет. Во-первых, там обучение платное. Если ты тратишь на себя деньги, ты должен понимать, зачем ты это делаешь. В бизнесе есть такое понятие, как возврат на инвестиции. Если я вложил в свой бизнес, допустим, три рубля, то получить должен как минимум четыре, иначе вкладывать нет смысла. А мы говорим о такой великой вещи, как собственная судьба! Вот вы представьте, человек живет, допустим, 80 лет. Вы вкладываете четыре ил ишесть лет своей жизни – по сути, каждый двадцатый день – в образование, которое вам абсолютно не нужно. Если то, чему ты обучаешься, тебе не пригодится в жизни – ты просто потеряешь время. Конечно, трудно сразу понять, куда именно ты хочешь пойти. Я закончил две магистратуры в одном и том же вузе. Первую - по общему менеджменту. Я пришел туда уже состоявшимся бизнесменом, предпринимателем, акционером. А передо мной выходили дяденьки, которые на чисто теоретическом уровне рассказывали про макроэкономику и прочие азбучные истины. Эти два года я потратил впустую. В том же самом вузе через несколько лет я прошел вторую магистратуру – по управленческому консалтингу. За это же время я получил для массу полезных знаний и навыков: для себя как личности, как консультанта, как бизнесмена. На второй магистратуре я "заработал", а на первой – потерял. Один и тот же вуз, один и тот же факультет. Две магистратуры. Вопрос в том, как узнать, что будет в одном месте, а что в другом? Это была моя ошибка – я не разобрался. Я должен был прийти, узнать про всех руководителей, преподавателей, поднять все программы, почитать отзывы, поговорить с выпускниками. Ещё одна сторона медали. Когда приходят ко мне молодые консультанты и спрашивают меня: "А стоит ли нам идти в школу консультантов?", я не могу им однозначно ответить на этот вопрос. Лидер школы – гуру консалтинга, умный, харизматичный человек, передающий свои знания и опыт на действительно высоком уровне. Но! Если ты поступаешь в эту школу, ты должен, как минимум, тоже стремиться к тому, чтобы обладать такими же глубокими знаниями. Если ты схватишь лишь поверхностные определения – никакого толку не будет. А значит снова время потрачено зря. И что ещё очень важно – необходимо совмещать теорию с практикой.

- Бывает и такое, что человеку нравится заниматься каким-нибудь видом искусства, но он понимает, что встать на ноги с такой профессией будет трудно. Что все-таки делать: рискнуть или выбрать более стабильное ремесло?

- Нужно рассматривать сегодняшний мир с расчетом на будущее. Вот, например, возьмем профессию музыканта – я не беру классическую музыку, я говорю о популярной, эстрадной музыке, рок-музыке, к примеру. Еще недавно путь на большую сцену у музыкантов был один: рестораны. Зарабатываешь в ресторанах на жизнь и параллельно пытаешься как-то пробиться наверх, в филармонии или еще куда-нибудь. Сегодня, по сути, тебе вообще никто не нужен – есть Интернет, Youtube, безграничные возможности для донесения своего творчества до публики. Главное – не лениться. Профессионалов в любой области – единицы. Если ты действительно достигнешь мастерства, ты будешь востребован в любом деле.

- Экзамены, ЕГЭ, поступление – это большой стресс. Как вы с ним справлялись, когда сами поступали?

- Я слабо верю тем, кто говорит, что не волнуется перед экзаменом или выступлением. Я до сих пор волнуюсь перед такими важными событиями. Как взять себя в руки? Самое очевидное – это заранее хорошо подготовиться. Если ты знаешь, что тебе может попасться билет, на который ты не ответишь, волнение возрастает. И второе. Если ты относишься к жизни более философски, можно сказать себе, что жизнь на этом не заканчивается, даже если экзамен ты завалишь. Это будет грустно и печально – да, будут какие-то негативные последствия – да, но нужно постараться относиться к этому проще. Мы так переживаем, потому что для нас это мини-катастрофа... А может, это не катастрофа, а просто повод задуматься? Например, ты беспокоишься о том, что плохо сдашь физику – а нужна ли она тебе вообще, если ты ее плохо знаешь?

- Что бы вы хотели пожелать молодому поколению?

- Нужно быть открытым к новым возможностям, гибким, возможно, относиться к жизни с легким авантюризмом, воспринимать ее как приключение – в хорошем смысле. Стараться адекватно оценивать себя, радоваться каждому дню. Проблема моего поколения и людей старше – мы строили коммунизм, смотрели в светлое иллюзорное будущее. А надо думать о светлом настоящем. Советы слушать нужно, но решение должны быть осознанными, с полным пониманием собственной ответственности за свою судьбу.

Дарья и Елизавета Строгальщиковы.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024