Тюменские оружейники не верят в эффект от скидок

20:49 22 февраля 2008

Тюменские оружейники не делают скидок на товар к мужскому празднику и вообще скептически относятся к такому маркетинговому ходу. Да и сезонность в этом бизнесе совсем иного рода – наплыв клиентов здесь ожидают к охотничьим сезонам.

Отношения между оружейниками в Тюмени, по их словам, развиваются в рамках здоровой конкуренции. Всего магазинов, торгующих оружием, в городе около десятка. И каждый имеет постоянных покупателей со своими пристрастиями и представлениями об идеальной охоте. Одни выбирают отечественное, другие зарубежное оружие. Кому-то важнее цена, а некоторые "охотятся" за модными стволами престижных марок.

Старейший в городе магазин охотничье-рыболовных принадлежностей "Кречет" был организован при областном обществе охотников и рыболовов в 1994 году. Сегодня магазин выживает среди конкурентов за счет длительного присутствия на рынке и наличия постоянных покупателей.

От охоты – к обороне

"Когда мы начинали, конкурентов и в помине не было. Наш товар рассчитан на потребителя среднего достатка и ниже. По причине ограниченного оборотного капитала и небольшой площади, нет возможности расширять ассортимент. Но местоположение магазина – в центре города, при правлении общества охотников и рыболовов – обеспечивает нам приток постоянных клиентов, которые за много лет "привыкли к магазину", - рассказал корреспонденту "NewsProm.Ru" директор "Кречета" Леонид Богданов.

Действительно, до появления в 1997 году нового Закона об оружии, основными клиентами оружейных магазинов были охотники. Но сегодня "портрет" покупателя значительно изменился. Оружие стали приобретать для самообороны люди, к охоте никакого отношения не имеющие. К тому же спрос тогда заметно подстегнули прокатившиеся по стране теракты, а затем и вступившая в силу в декабре 2004 года поправка к статье 37 части 2 Уголовного кодекса "Необходимая оборона".

По официальным данным, в руках населения России сегодня почти 5 миллионов единиц "гражданского", то есть охотничьего и предназначенного для самообороны оружия, разрешенного к легальному обороту. И это не считая электрошокеров. Специалисты утверждают, что они являются сегодня одними из самых эффективных средств самообороны, однако продавать и покупать их можно без специального разрешения и лицензии. В свободной продаже также резиновые дубинки, макеты нарезного оружия и даже ультразвуковые отпугиватели для собак…

Популярные до недавнего времени "газовые" средства самообороны, прежде всего, баллончики, тоже не учитываются статистикой. Спрос на них заметно упал, поскольку на практике "газы" становятся зачастую гораздо опаснее для их владельцев, чем для нападающих на них бандитов.

Тюменские оружейники называют газовые средства самообороны "бесполезной пугалкой" и рекомендуют озабоченным своей безопасностью гражданам покупать травматическое оружие. В отличии от газового, оно может быть заряжено как газом, так и специальными патронами, содержащими резиновые шарики.

Как сообщил корреспонденту заместитель директора охотничьего магазина "Патрон" Сергей Альбрант, лидером по объемам продаж в этой категории продаж является сегодня травматический пистолет ИЖ–79–9 Т — "Макарыч". Любопытно, что нарицательное, "народное" имя стало официальной маркой модели, которую производитель закрепил патентом. На втором месте среди хитов самообороны - "Оса" - при цене приблизительно вдвое ниже, чем у "Макарыча", затем - "Вальтер", ТТ (Лидер). Стоимость травматического оружия, по словам Сергея Альбранта, колеблется от 8 до 20 тысяч рублей.

Таким образом, торговля оружием для самообороны является сейчас одним их самых перспективных направлений.

Охотник охотнику рознь

Хотя охотники в большинстве своем народ консервативный, своеобразная мода в охотничьем оружии все же существует. Тем более, ассортимент сейчас позволяет реализовать любые представления о хорошей охоте. "Сегодня какая-то модель востребована, завтра она утрачивает популярность. Какое-то подобие моды", - рассказывает заместитель директора охотничьего магазина "Патрон" Сергей Альбрант.

Преимущественно прилавки тюменских оружейных магазинов украшены винтовками и дробовиками отечественного производства, заметно обгоняющими всех зарубежных конкурентов по соотношению "цена/качество". Так, стабильным спросом у бывалых охотников пользуется ижевское и тульское оружие.

Между тем, дорогое охотничье оружие, является важной имиджевой составляющей магазина. Для любителей изысков, способных позволить себе потратить порядка 1000 долларов и больше за ружье, магазины держат модельные ряды известных зарубежных производителей. По словам Сергея Альбранта, на пике популярности сегодня оружейные марки "Бенелли", "Браунинг", "Берета", "Блазер", "Меркель", "Чезет", "Фабарм", "Золи".

В "Патроне" есть охотничьи стволы стоимостью выше 300 тысяч рублей. Думаете, это дорого?.. А вот в оружейном магазине "Хантер", который специализируется на импортном оружии, самые дорогие охотничьи ружья стоят более 3,5 млн. рублей.

"Охотники предпочитают, прежде всего, удобные качественные вещи, в том числе и оружие. Поэтому выбор зависит от уровня доходов. Мы ориентируемся на разные категории клиентов, поэтому в нашем магазине, помимо зарубежных марок, есть несколько столов отечественного оружия", - рассказал корреспонденту директор "Хантера" Александр Евдокимов.

Кроме оружия, боеприпасов к нему и сейфов для хранения, каждый уважающий себя магазин предлагает полный перечень охотничьей экипировки – от одежды, обуви, ножей, лыж, специальной оптики, манков до термосов и охотничьих спичек.

Чем привлечь клиентов

Ассортимент, отличное обслуживание и цена – далеко не полный перечень способов борьбы за клиентов. Так, открывшийся 3 года назад магазин "Хантер" отличается от конкурентов не только ставкой на импортное оружие, но и оборудованием залов.

Традиционно, поскольку технические требования к оружейным магазинам в России довольно жесткие, оружейная комната напоминает каменный мешок, а продавцы оружия буквально сидят за решеткой. К примеру, все окна во "внешний мир" (не только настоящие окна, но и вентиляционные отверстия) в магазине должны быть забраны стальными решетками. А в особом помещении – оружейной комнате - наличие окон вообще исключено. Она оборудуется особо мощными запорами и бывает открыта лишь дважды в сутки: во время выноса оружия и его вноса на хранение после закрытия магазина.

Решетки как "элемент декора" явно не добавляют стиля и гармонии к оформлению зала, так что первым делом владельцы магазинов решают, как отвести взгляд покупателя от этой доминирующей детали. Например, помимо всевозможных драпировок и декоративных искусственных лиан, используют решетки как несущую основу для аксессуаров.

Директор магазина "Хантер" Александр Евдокимов рассказал корреспонденту, что, открывая магазин в Тюмени почти 3 года назад, всерьез задумался над этим вопросом. Ведь приобретение оружия для многих – особое событие. И то верно, за винтовками в соседний ларек каждый день не ходят. И зачастую в оружейных магазинах подбирают дорогие подарки для ценителей такого рода "сувениров". Поэтому интерьер магазина должен быть по возможности "богатым". К примеру, некоторые оружейные магазины в столице в чем-то напоминают казино. Зеленое или красное сукно и замша, натуральное дерево, тисненая кожа и металлические детали без лишнего блеска, акцентированная, сдержанная подсветка…

Насмотревшись опыта оружейных магазинов в столице, Александр Евдокимов решил, что уж решеток-то в его магазине точно не будет. И установил взамен витринные бронированные стекла.

Кроме того, многое зависит от площади магазина. Если она ограничена – ассортимент неизбежно будет скудным. И взыскательные клиенты отправятся к конкурентам. По словам Александра Евдокимова, сегодня хороший оружейный магазин начинается с 200 "квадратов".

В московских оружейных магазинах также выигрышный маркетинговый ход – оборудование прямо в магазине, или по соседству, стрелкового тира. Это не только удачное место для опробования свежеприобретенного "ствола". Ведь "пострелять" приходят и те, кто доселе оружием не увлекался. А увлечься недолго, и некоторые везучие стрелки покупают здесь же собственное оружие.

Но тюменские оружейники не спешат открывать тиры. Хотя "пристрелку" приобретаемого оружия предлагают обязательно. Во-первых, тиры в Тюмени сейчас мало популярны. Но главная причина – нехватка средств, ведь обустройство тира по всем техническим правилам обойдется едва ли не дороже, чем сам магазин средней руки – порядка 250 - 300 тысяч долларов.

К слову, инвестиции в бизнес сегодня, по словам, заместителя директора "Патрона" Сергея Альбранта, начинаются от нескольких десятков миллионов рублей на стартовом этапе. При том, что вложенные затраты вернутся нескоро.

Так, директор "Хантера" признался корреспонденту, что за три года работы еще не вполне "окупились" вложенные средства.

Неплохо бы оружейному магазину обзавестись и собственной мастерской по ремонту оружия. Так, мелкий гарантийный ремонт, без замены деталей, производится во всех оружейных магазинах. А вот для получения права заниматься более серьезным ремонтом оружия, по понятным причинам, требуется специальная лицензия. "Мы думали над этим вопросом, но для открытия ремонтной мастерской нужно специальное разрешение от Миноборонпрома. И получить такое разрешение практически нереально, тем более в Тюмени", - поделился Александр Евдокимов.

Кстати, получить лицензию на торговлю оружием тоже весьма непростая задача, не каждому предпринимателю доступная. Поэтому большинство руководителей этого специфического бизнеса – бывшие сотрудники правоохранительных органов. Вот и Александр Евдокимов, не владелец, но руководитель, имеет 30-летний стаж работы в органах.

"Безделушки" без места…

Кроме охотничьего и "оборонительного" оружия, есть в оружейных магазинах особая категория товаров. Это копии старинного боевого оружия - мечи, кинжалы, щиты, рыцарские доспехи, кремниевые пищали, а также "муляжи", так называемые ММГ. На такого рода сувениры в Тюмени, как отмечает Сергей Альбрант, есть спрос, но из-за ограниченных площадей выставить этот товар во всей красе многие магазины просто не могут себе позволить.

"Многие мечтают иметь дома раритетное боевое оружие вроде ППШ (пистолет-пулемет Шпагина), винтовки Мосина, пистолета ТТ. Естественно, легально такое оружие нигде не продается. Ценителям можно предложить приобрести ММГ – макетмассагабаритное оружие. Это бывшее ранее боевым оружие, которое не стреляет", - пояснил он.

Стоит такое оружие – язык не поворачивается назвать его безделушкой, - по его словам, от 10 тысяч рублей. И для настоящего мужского подарка к 23 февраля дороговато. Впрочем, среди клиентов оружейных магазинов, говорят специалисты, немало представительниц прекрасного пола. Так что какая-нибудь особо "продвинутая" дама сможет получить к 8-му марта в подарок от любимого макет пулемета…

Евгения Потачиц

Теги: оружие

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Апрель, 2024